"Від батька - (...) Що ніхто не скаже: "Софіст!", чи: "Блазень!" чи "Мудрагель!", а скаже: "Оце - муж. Зрілий, довершений, неулесний, здатний постояти й за себе, й за інших."
("Наодинці з собою", Марк Аврелій)
("Наодинці з собою", Марк Аврелій)
И на этот счёт я задумался. Насколько сильно изменилось отношение к чувству юмора за две тысячи лет? Я читал небольшое количество античной литературы, потому не мне судить, но кажется, будто чувство юмора не превозносилось никем как некая положительная черта характера, которую вообще следует выделять и как-то обращать внимание. С чем это может быть связано, и валидное ли это наблюдение, учитывая то, что я сужу с позиции не очень умного обывалы?
Шут ли тот, кто стремится развеивать мрак положения посредством юмора?
С одной стороны, там же: "Ніколи не був дошкульним, а тим паче - безличним чи буйним; не бувало й такого, щоб його, як то кажуть, "у піт кинуло", а кожну справу розбирав, немовби на дозвіллі, - спокійно, впорядковано, рішуче, і так, щоб усе між собою узгоджувалося."
Значит за делом ценится лёгкость восприятия, необременённость тревогой, страхами и прочим грузом. Значит здоровое чувство юмора не отрицается как благодетель, но не отмечается отдельно как что-то по-настоящему уместное. Первичным было решение задач, искоренение проблем, восприятие ситуации - с юмором ли, без - выносилось вне рамок достойного обсуждения. Важно не столько восприятие положения, сколько реакция на неё. Ценится беспристрастность, скромность, умеренность.
"Від Максіма - самовладання і в усьому послідовність; за всяких обставин, зокрема у хворобах, мати погідне серце; у своїй вдачі гарно сполучати приємне й поважне; виконуючи те, що сам собі поклав, - не скиглити. (...) Не дивуватися й не зуміватися; ніколи не квапитися, не вагатися, не розгублюватися, не ніяковіти, силувано не осміхатися, але й не гніватися та не підозрювати".
Ответ, который я для себя нашёл в этих строках, кажется мне вполне разумным. Шут - человек, который бежит от того, или иного дела, и прячется за юмором. Он не так плох, как тот, что поставив себе цель - скулит на пути к её достижению, но хуже того, что вдумчиво и детально подходит к труду, ибо юмор, в том или ином его виде, должен составлять лишь частичку того самого "досуга", на котором Отец разбирал всякое дело.
Стало быть, чувство юмора и улыбчивость, как вероятные проявления житейской доброты и простоты нравов, сами по себе, не ведут к пути Шута - хаотичного, суетливого, шумного, котрого часто изображают юродивым. «Станчик при дворе королевы Боны после потери Смоленска» - декаданс, которого необходимо избежать. И если таков взгляд стоиков на этот момент, то я, пока, не уверен, с чем я согласен больше: "Не время для веселья во времена бедствия, которому необходимо оказывать сопротивление", или же: "Все погибнем, но всё равно не сегодня, так почему бы не выпить, возможно, последнюю бочку вина в жизни?"
Позже ещё подумаю об этом, пока что такие мысли пришли.